С 1 июля планово повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги
С 1 июля планово повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги
С 1 июля во всех регионах выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду – в среднем на 12 процентов.
– Что в первую очередь изменится в платежках?
– Прежде всего, стоит пояснить, что в июльских платежках для граждан, которые оплачивают коммунальные услуги по приборам учета, изменится только графа «отопление». Это связано с особенностями оплаты коммунальных услуг. Отопление в Башкортостане оплачивается равными долями в течение 12 месяцев, поэтому и рассчитывается с 1 июля уже по новым тарифам. Порядок начисления платы определяется постановлением правительства РБ № 300 от 31 августа 2012 года. Тарифы на другие услуги пока не изменятся, так как в июльских квитанциях мы оплачиваем фактическое потребление за июнь и по тарифам, действующим в июне. Граждане, которые оплачивают коммунальные услуги по нормативам потребления, уже с июля увидят в платежках новые тарифы, так как оплачивают коммунальные услуги месяц в месяц.
– Чем вызвано подобное увеличение тарифов на отопление?
– Ежегодный рост тарифов – явление неизбежное. Удорожание коммунальных услуг находится в прямой зависимости от цен на топливо (газ, нефть, уголь, сырье и материалы), поскольку их доля и доля расходов, связанных с их доставкой в тарифах на тепловую и электрическую энергию, составляет от 40-60 процентов. Одной из причин роста является и необходимость проведения ремонта и замены инженерных сетей. Сегодня их износ составляет более 60 процентов, и если не направлять достаточного количества средств для ремонта, восстановления, а где необходимо и замены оборудования, зимой мы рискуем оказаться без тепла и горячей воды. А значит, нужны экономически обоснованные тарифы, адекватные действительности. Иначе сложится ситуация, подобная той, что мы наблюдаем в Приморье, когда поселки и целые города замерзают зимой. Подобного развития событий допустить нельзя. Тариф, который вводится с июля, – средний по Приволжскому федеральному округу и необходим для нормальной работы поставщика тепловой энергии.
Почему изменяется стоимость коммунальных услуг
С 1 июля во всех регионах выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду – в среднем на 12 процентов. Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6-7,5 процента.
В тех муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за электроснабжение и газ, прирост коммунального платежа с 1 июля может составить до 15 процентов (то есть 7,5 процента в среднем по году). Также более высокий рост платы граждан за коммунальные услуги возможен в военных городках, инфраструктура которых передана в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, и в тех населенных пунктах, где тарифы на коммунальные услуги по состоянию на декабрь 2012 года были значительно, более чем в 2 раза, ниже среднего уровня, сложившегося в соответствующем регионе.
Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на тепло, свет, воду, газ определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждого предприятия, поставляющего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.
Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, ведь если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливается региональными органами власти. Размер платы за коммунальные услуги зависит и от поставщика коммунальных услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программы, складывающейся себестоимости услуг.
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации, исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (то есть объемом реализации услуги) –отсюда и различие в величине тарифов и платежей.
Коммунальные услуги как жизненно важные должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22 процента, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.
По решению Президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий, начиная с 2014-го, будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет зафиксирован на пять лет. Правительством будет разработан такой механизм расчетов, чтобы конечная цена для потребителей также оказалась на приемлемом уровне и соответствовала задаваемым параметрам. При принятии тарифных решений впредь в обязательном порядке будет учитываться мнение потребителей. В целях повышения прозрачности процесса государственного регулирования при Федеральной службе по тарифам, при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях будут созданы советы потребителей.