Проект по исключению недобросовестного поведения на рынках
Современные жители городов уже не представляют себе жизнь без посещения и приобретения товаров на продовольственных и непродовольственных рынках, торговых и выставочных комплексах, и иных местах скопления торговых объектов.
Для того, чтобы посещение рынков стало более комфортным и безопасным в части защиты прав потребителей, в настоящее время Федеральной налоговой службой реализуется отраслевой проект «По исключению недобросовестного поведения на рынках» (далее – отраслевой проект).
Целью проекта является побуждение к повсеместному применению в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), сокращение теневого оборота рынка и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса для всех участников.
Реализация проекта направлена на открытость и прозрачность бизнеса, что в свою очередь избавит добропорядочных налогоплательщиков от излишних проверок, сместив акцент с «массовых» проверок на «точечные».
В настоящее время проводится масштабная информационно-разъяснительная работа с бизнес-сообществом. В первую очередь акцент делается на профилактику правонарушений: предпринимателям, нарушающим действующее законодательство, изначально указывается на необходимость устранения нарушений.
В отношении хозяйствующих субъектов, продолжающих свою деятельность с нарушениями законодательства, налоговыми органами выносятся предупреждения о необходимости применения в установленных законом случаях ККТ.
Цель отраслевого проекта не только обеспечение защиты прав и интересов потребителей, предпринимателей и юридических лиц, но и фискальных интересов государства.
Как показал анализ проведенных Межрайонной ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан (далее – Инспекция) контрольных мероприятий по вопросам соблюдения законодательства о применении ККТ, не все бизнесмены, осуществляющие предпринимательскую деятельность на рынках, спешат с приобретением и регистрацией кассового аппарата, и, в нарушение требований действующего законодательства, не установили онлайн-кассы.
По результатам осуществления государственной функции по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения на рынке, расположенного на подведомственной Инспекции территории, с начала года выявлено более 5 случаев нарушения законодательства о применении ККТ.
Целью таких проверок является не только выявление нарушений законодательства о применении ККТ, но и привлечение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках без регистрации, к государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и (или) «самозанятых» граждан (налогоплательщиков, применяющих налог на профессиональный доход), к добровольному декларированию доходов.
Так, на примере одного из рынков, расположенного на подведомственной Инспекции территории, в целях реализации отраслевого проекта было выявлено 2 физических лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Нарушители пытались уклониться от уплаты налогов в расчете на то, что об их деятельности не станет известно налоговому органу.
Напоминаем, что с 1 июля текущего года применять онлайн-кассы обязаны все категории пользователей, в том числе и индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, и которые самостоятельно реализуют товары собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги.
Как показывает практика, основную долю информации о нарушениях на рынках и на транспорте налоговые органы получают от самих покупателей (клиентов).
Гражданам, не получившим кассовый чек за приобретенный товар или полученную услугу, в том числе при оказании услуг пассажирских перевозок, напоминаем, что данной информацией Вы можете поделиться с налоговыми органами через мобильное приложение ФНС России «Проверка чеков», тем самым, выразив свою гражданскую позицию.
Межрайонная ИФНС России №27 по Республике Башкортостан обращает внимание налогоплательщиков на необходимость правильно заполнять платежные документы.
Налоговый кодекс Российской Федерации в п. 7 ст. 45 обязывает налогоплательщиков заполнять платежные поручения в соответствии с правилами, которые установит Министерство Финансов Российской Федерации. Форма платежного поручения и порядок его заполнения предусмотрены Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 № 383-П.
Информацию о плательщике необходимо отражать следующим образом:
В поле 101 – указывается статус плательщика, который позволяет охарактеризовать плательщика с точки зрения организационно-правовой формы, вида деятельности и назначения платежа. При заполнении данного поля используются показатели, отражающие цифры от «1» до «28» включительно. Что они обозначают, прописано в приложении 5 к приказу № 107н.
“01” – перечисление налога по результатам собственной деятельности;
“02” – перечисление налога в качестве налогового агента (Например: за работников организации или индивидуального предпринимателя ).
“09” – перечисление налога в качестве индивидуального предпринимателя;
“13” – перечисление налога за “обычное” физическое лицо.
“10” – перечисление налога за нотариуса, занимающегося частной практикой, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
“11” – перечисление налога за адвоката, учредившего адвокатский кабинет, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
“12” – перечисление налога за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, уплачивающий налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами;
В поле 105 “ОКТМО” в платежном поручении на уплату налогов укажите 8-значный код, присвоенный территории муниципального образования, на которой мобилизуются средства от уплаты налога, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований. Для текущих платежей указывается ОКТМО из налоговой декларации или расчета.
В поле 106 отражается основание платежа.
–“ТП” – перечисление текущих платежей по налогам (авансовым платежам);
–“ЗД” – добровольное погашение недоимки за истекшие периоды (не по требованию инспекции или акту проверки);
–“ТР” – погашение налоговой задолженности по требованию инспекции;
–“АП” – уплата налога по акту налоговой проверки.
В поле 107 отражается показатель налогового периода.
При уплате текущих платежей (“ТП”) или добровольном погашении задолженности (“ЗД”) укажите период, за который их перечисляете. Отразить необходимо его в формате “XX.NN.ГГГГ”, где:
-XX – вид периода (“МС” – месяц, “КВ” – квартал, “ПЛ” – полугодие, “ГД” – год);
-NN – номер периода (“01”, “02”, “03” и т.д. или “00” для годовых платежей);
-ГГГГ – год, на который приходится период.
В поле 24 укажите назначение платежа. В частности:
-название налога;
-период, за который перечисляете налог (при уплате текущих платежей или добровольном перечислении недоимки);
– основание уплаты (например, уплата по требованию инспекции).
В графе “Код по БК” (“Код БК по доходам”) укажите 20-значный КБК, по которому должно осуществляться зачисление средств, поступающих от перечисления налога (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/736@, Приложение N 2 к Приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н, Рекомендации по заполнению распоряжений о совершении казначейских платежей).